Конспекты занятий для воспитателей

Занятие «Путешествие по Беларуси»

Образовательная область "Ребёнок и природа" для детей старшей группы (5-6 лет)
развернуть

Программные задачи: уточнять представления о природных символах Беларуси, как ярких и уникальных элементах природы родного края (зубр, сосна, василек, клевер, аист, цветок льна); закрепить представления об общности и взаимосвязи животных, растений и человека; развивать зрительное, слуховое восприятие, память, произвольность внимания, мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать чувство гордости за природу родного края.

Материалы и оборудование: книга, демонстрационный и  разрезной раздаточный материал с изображением  природных символов  Беларуси, конверты с образцами одежды из разных видов ткани на каждого ребёнка, салфетки льняные, контурное изображение карты Беларуси с изображением зубра, сосны, аиста, клевера, льна и василька; мешочки с веточками сосны, листочки бумаги для рисования веточки сосны, маркеры по количеству детей, колонка, аудиозапись музыки для физкультурной минутки и спокойная музыка для выполнения практического задания.

 

Ход занятия: (Дети заходят в группу)

Вступительная часть:

В: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.  Сегодня я хочу всех вас пригласить в путешествие по нашей стране.

Основная часть:

В: Ребята, напомните мне, пожалуйста, как называется наша страна? (Беларусь)

-А, какая она Беларусь? (красивая, процветающая, любимая, зелёная и т.д.)

-Можно ли назвать нашу страну родной? Почему? (ответы детей)

В нашей стране много полей, рек, озёр, лесов, в которых живёт много животных, птиц, растений), которые встречаются только в нашей стране и являются нашей визитной карточкой, нашими символами. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю, где мы встретим животных и растения, которые живут и растут у нас в стране. Все наши наблюдения, которые будем видеть в ходе нашего путешествия мы будем заносить в эту книгу.

Воспитатель открывает первую страницу

В: Что изображено на первой странице?  (лес). Какие животные живут в лесу? (Дети называют животных). А вот одно животное вы не назвали, чтобы отгадать, кто же это, я предлагаю вам сложить картинку, на которой оно изображено.

  1. Задание «Сложи картинку»

 Воспитатель показывает изображение зубра и прикрепляет его на первую страницу. Что вы можете рассказать об этом животном. (ответы детей)       

В: «Зубр - это самый крупный зверь наших лесов, обитает где? Правильно в Беловежской пуще. Его тело покрыто  густой шерстью коричневого цвета. А, чем питается зубр? (ответы детей) Правильно, сеном, травой, корой, листьями. Удивительной чертой зубра является его спокойствие, если его не тревожить. Зубр очень похож на белорусов, таких же мирных, терпеливых, но сильных и выносливых людей. Ребята, а рядом с лесом находится деревня и на столбе я вижу большое, огромное гнездо. Как вы думаете, кто же мог его смастерить? (ответы детей)

В: Чтобы узнать это, я предлагаю вам сложить картинку, которая изображена на кругах.

  1. Задание «Составь изображение аиста» (на кругах «Луллия»)

Дети помогают при необходимости друг другу, называют птицу, которая видна на картинке. Воспитатель предлагает поднять карточки детям и  проверяет правильность выполнения задания,  прикрепляет картинку с изображением аиста на страницу книги.

В: Аист- это второй природный символ Беларуси.

В: Кто расскажет нам про эту птицу?

Воспитатель уточняет, что аист является символом свободы и чистоты.

В: Ребята, а рядом с деревней находится луг. (воспитатель открывает третью страницу книги) Какие растения можно встретить на лугу?(ответы детей)

 В: И ещё можно встретить одно растение, а вот какое, вы узнаете, если отгадаете загадку.

-Это растение выносливое, листья состоят из трёх отдельных листочков, цветочек розового цвета, похож на фонарик, у цветочка приятный аромат, который держится всё лето, является отличным медоносом, а ещё им любят лакомиться домашние животные, лошади, коровы, козы. Недаром люди говорят: «Молоко дают коровы, когда сыты и здоровы». За это человек ценит это растение, догадались, что же это?  (Клевер)

3.Задание «Найди и обведи природный символ»

В: Найдите клевер у себя на листочках и обведите его карандашом в кружок. Дети выполняют задание, затем поднимают карточки, воспитатель и дети проверяют правильность выполнения. Воспитатель прикрепляет картинку с изображением клевера   на страницу книги, это третий символ.

Воспитатель предлагает поиграть, проводиться физкультминутка с музыкальным сопровождением «Мы по лугу прогулялись»

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнём             (шагаем на месте)

Встанем, глубоко вздохнём.

Повороты мы начнём.          (повороты влево, вправо)

Руки в стороны, вперёд    (руки разводят в стороны, затем вытягивают                                                  

Головою покачали              вперёд)

 

А теперь ещё разок

Мы нисколько не устали.

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети                    (сели)

А потом все дружно встали

Плечики мы приподняли.            ( поднимают, опускают плечики)

Дружно мы похлопали                   (хлопают)

Ножками потопали                         (топают)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Воспитатель переворачивает страницу книги и показывает детям изображение поля.

В: Ребята, а здесь у нас нарисовано поле, когда на него смотришь, оно напоминает голубое море? А, знаете, почему? Это всё из-за растения, которое люди выращивают на таком поле. (показ изображения цветочка льна)Лепестки этого растения голубого цвета, стебелёк тоненький ,но не ломается. Люди ещё в древние времена увидели, что из засушенного стебелька можно изготавливать нити, а из нитей изготавливать ткань и шить одежду. (показ засушенного стебелька льна). Догадались, что это за растение? (Лён) Воспитатель прикрепляет картинку с изображением льна на страницу книги и предлагает потрогать кусочек льняной ткани, а затем выполнить задание:

  1. Задание: «Найди изображение одежды, изготовленной из льняной ткани»

Дети находят нужные образцы одежды и по очереди подходят к воспитателю, прикрепляют к странице волшебной книги.

Воспитатель переворачивает страницу и говорит, что часто возле полей растёт ещё один цветок. Чтобы отгадать следующее растение, воспитатель загадывает загадку:

 «Словно синий огонёк

Кто-то вдруг во ржи зажёг.

Яркий полевой цветок

Что же это? (Василёк)

В: Я предлагаю выбрать вам ребята из множества цветов цветок василька и «поставить в нашу вазу» (к одному столу подходят девочки, а затем мальчики подходят ко второму столу и выполняют задание) Дети находят нужный цветок и прикрепляют на стебельки, изображённые в книге.

Василёк- это символ нежности, простоты, как и сами белорусы, из него плетут венки, он часто встречается на одежде в качестве украшения.

В: Ребята, а у меня для вас ещё один сюрприз, волшебные мешочки, хотите узнать, что в них находится? Хорошо, я предлагаю вам разделиться на пары и по команде опустить одновременно со своим другом руку в мешочек, не подглядывать, и постараться определить, что же находится внутри мешочка.

  1. Задание «Определи,что внутри»

Дети опускают руку в мешок и на ощупь определяют содержимое, если затрудняются, то воспитатель предлагает достать содержимое мешка.  (это веточки сосны).

В: Скажите, почему оно не потеряло иголки зимой, как другие деревья потеряли листья? Правильно, это хвойное дерево, оно и зимой и летом одним цветом. Сосна, является самым распространённым деревом в лесах Беларуси, оно может расти даже на болоте. Ни морозы, ни ветры не страшны этому дереву. Это ещё один символ нашей страны. Воспитатель показывает изображение сосны и предлагает детям занять свои мест.

В: Ребята, пока звучит музыка давайте дорисуем нашей сосне иголки, как только звучание музыки прекратится, нужно закончить работу. Дети на своих местах рисуют иголки на веточках, а затем прикрепляют их к дереву в книге.

Заключительная часть:

В: Вот и подошло к завершению наше путешествие. Мы с вами и собрали все природные символы, которыми богата наша страна, давайте их ещё раз назовём. Воспитатель переворачивает страницу, на ней изображена карта республики Беларусь по областям с символами. Дети называют символы.  

В: Ребята, вам понравилось наше путешествие, что понравилось больше всего, что нового узнали? Мне тоже понравилось с вами путешествовать, вы старались, отвечали на вопросы, выполняли правильно все задания.

В: И напоследок я хочу сказать

Что родина - вторая мать.

Её не выбирают и не губят

А просто берегут и любят.

В: На память я хочу вам подарить книжки-малышки с природными символами нашей страны. Спасибо вам большое

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
поделиться в: