Советы дефектолога

Приемы работы над звуком дома

Уроки правильной речи

Уважаемые родители! Вашим детям поставлены звуки. Теперь они умеют правильно произнести звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л. Для того, чтобы их закрепить, т.е. автоматизировать в  самостоятельной речи, предлагаем регулярно  выполнять дома несколько нехитрых, но весьма полезных упражнений.

«Собери пирамидку»

Ребенку предлагается собрать или разобрать пирамидку, называя при этом заданный слог /слоги или слово /слова.

 

 «Запомни - повтори»

Взрослый произносит 3 слова с заданным звуком, а ребенок повторяет за ним (лодка – локоть – лопата; радио – работа – растение; суп - сумка - сушка).

Как усложнение можно предложить ребенку назвать только первое слово, или только последнее.

                                 

«Волшебная веревочка»

         Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая слоги, слова, предложения, чистоговорки.

    

«Строим забор»

Предложите ребенку счетные палочки (или обычные спички) и попросите выкладывать на столе по одной, произнося при этом заданное слово.

Можно писать палочки карандашом, перекладывать кубики с места на место, шагать пальчиками по столу, по рельсам игрушечной железной дороги, по ступенькам из кубиков, рисовать (выкладывать) чередующиеся фигурки, сегменты мозаики. Каждая фигурка обозначает слог или слово.

 

                            «Раз – шажок, два – другой»

         Ребенок стоит, руки на поясе. Взрослый предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов (ША-ША-ШО, СА-СА-СЫ, ЖА-ЖО-ЖУ,.РА – РО– РУ и т.д.)

Направление движения можно менять: «Идешь вперед, произносишь слово «санки» - назад «сапоги».

Можно ходить приставным шагом, боковым, «гусиным», меняя при этом слово или слог.

Как вариант, можно предложить, наступив на газету произносить, например, слово «жук», а, переступив через лежащую на полу игрушку, произносить слово «жаба».

В таких упражнениях одновременно вы тренируете произвольное запоминание и концентрацию внимания.

«Тихо – громко»

 Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур (нарисованных на листе бумаги), проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо. Аналогично можно подобрать предметы по другому признаку, например по цвету.

                                        

«Один – много»

Со словами на заданный звук  играем так: взрослый называет слово в единственном числе, а ребенок во множественном (шар - шары, лопата - лопаты, рак – раки, самолет – самолеты, жук - жуки).

 

«Мой – моя – мои» («Жадина»)

Подберите картинки или предметы на заданный звук. Взрослый предлагает картинку (предмет) и называет: «Шар». Ребенок называет это же слово, согласовав его с местоимением: «Мой шар!» «Шапка – моя шапка!», «Штаны – мои штаны!» «Шило – моё шило!»

 

«Скажи ласково»

Взрослый называет слово, а ребенок образует его     уменьшительно-ласкательную форму (шар-шарик, лопата- лопатка, санки – саночки).

 «Прокати мяч»

Взрослый предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца комнаты в другой, произнося при этом заданный звук. Используется такое упражнение  для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков (С-С-С-С…, З-З-З-З…, Ш-Ш-Ш-Ш….., Ж-Ж-Ж-Ж…., Р-Р-Р-Р...., Л-Л-Л-Л….)

Также ребенок может подбрасывать мяч вверх, произнося при этом слоги или слова.

Как вариант, можно перекатывать мяч (шарик от пинг-понга) друг другу или от одной ладошки к другой и произносить определенный слог или слово.

«Подружи пальчики»

Большой пальчик «здоровается» по очереди с остальными пальчиками на правой руке, а потом на левой и в это время ребенок произносит заданное слово.

«Бусы»

 Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску или шнурок, проговаривая речевой материал. Как вариант, можно предложить нанизывание бусин, шариков. Аналогично можно собирать и разбирать пирамидку.

«Ступеньки»

 Взрослый рисует ступеньки и предлагает прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

«Собери камешки»

Взрослый раскладывает на столе 10 камешков (пуговиц) и просит ребенка собрать их, называя при этом слог или слово.

Аналогично можно предложить собирать игрушки, разложить по коробочкам предметы, называя два разных слова

 

«Кубик с цифрами»

 Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра (точки) укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

 

 «Песенка»

         Ребенок поет знакомую песенку, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

 

«Доскажи словечко»

Инструкция: «Я буду говорить предложение, а ты добавь последнее слово».

- Мама купила Саше воздушный… шар.

-Зимой мы катаемся на… санках, лыжах.

- На остановке остановился…автобус, автомобиль.

 «Сочиняем чистоговорки»

Сочиняются чистоговорки на первый или последний слог заданного слова.

Ша-ша-ша – шар.                 Ша – ша – ша  - шапка.

Шо-шо-шо – шок.                  Шо – шо – шо – шов.

Шу-шу-шу – шум.                 Шу – шу – шу – шут.

Ши-ши-ши – шина.              Ши – ши – ши – шипы.

 

     При систематическом выполнении заданий,  и контроле за речью  ребенка дома, результаты не заставят себя долго ждать. 

Занимайтесь с детьми и получайте удовольствие от совместных игр.

Желаем вам успехов!

свернуть

Шнуровки: зачем они нужны?

Сегодня ассортимент игрушек, которые продаются в магазинах, настолько широк, что на выбор игрушки можно потратить не один час. Некоторые родители при покупке игрушек руководствуются принципом «Чем дороже — тем лучше». Однако это не совсем корректно. Можно купить игрушку, которая будет стоить не дорого, а пользы для развития малыша будет значительно больше, чем от огромного плюшевого мишки.
    Ярким примером здесь могут послужить игры-шнуровки. Шнуровки изготавливают из разных материалов: из дерева, оргалита, из мягких материалов и бывают совершенно разных форм: пуговицы, грибы, ёжики, груши, яблоки, в форме кедов и букетов.

О пользе шнуровок

    Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребёнка завязывать шнурки. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
     Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена ещё в прошлом веке Марией Монтессори, а до неё — и Сегеном.

Примеры игр со шнурками.

  Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?
   Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые" игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты – обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать.

    Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым – пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 – 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, – проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка – ведь ему надо научится координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа – сложнее.

    Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т.д.

    С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала – кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
     К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 – 4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!

свернуть

Консультация "Развитие зрительно-моторной координации"

Развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям (раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д.), для поддержания интереса необходимо разрабатывать новые задания и упражнения.

Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

Работа над развитием зрительно-моторной координации — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Задачи:

  • Формирование способов восприятия движущихся предметов;
  • Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;
  • Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
  • Развитие осязания и мелкой моторики;
  • Формирование умения пользоваться карандашом;
  • Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
  • Развитие умения соединять точки прямой линией;
  • Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.

 

Работа с лабиринтами

Материал: лабиринт

Ход работы:

Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.

Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).

 

Палочки-моталочки

Материал:

1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.

2 вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету.

Ход работы:

1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами), машинка

отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами.

2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть), предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.

 

Пройди по дорожке

Материал:

1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру), шарик.

2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.

3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой.

4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит.

5 вариант: дорожка на полу, шарик.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам), прослеживает движение глазами.

2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.

3 вариант:

1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.

2. держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами.

4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.

5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.

 

Волшебные ниточки

Материал:

1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин.

2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами.

2 вариант:

1. ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта.

2. ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет.

 

Обведи точно

Материал:

1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.

2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.

3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.

4 вариант: фольга, трафарет, ручка.

Ход работы:

1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.

2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.

3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка), обводит изображенный предмет манкой.

4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.

 

Игры с природным материалом

Материал: камешки, ракушки, различные крупы и т.д.

Ход работы:

1. Выкладывание различных изображений из камушков и т.д.

2. Поиск предметов в ведерках с крупами.

3. «Продолжи ряд».

1

Игры с прищепками

Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.

Ход работы:

1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга.

2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.

3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).

 

Цветочки

Материал: цветы из верхней части бутылок, шнурки, пробка, лепестки.

Ход работы: ребенок вдевает шнурок в отверстия сделанные в пробке, прикручивает пробку к цветку, подбирает лепестки к цветку по цвету.

 

 

ВАРИАНТЫ ИГР

 1. Набрось кольцо+поймай шарик. Игра "Кольцеброс". Игра "Поймай шарик".

 2. Дидактические коврики: "День и ночь", "Времена года", "Солнечная полянка"

 3. Проведение траектории. Дорожки.

 4. Книга-лабиринт

 5. Лабиринты

 6. Пальчиковый театр.

 7. Ручной труд и работа с бумагой

 8. Рисование различными способами: кистью, пальцем, свечей

 9. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).

 10. Конструирование из бумаги – оригами

 11. Развитие графической моторики.

 12. Рисование по трафаретам.

 13. Рисование по фигурным линейкам.

свернуть

Как помочь малышу овладеть речью…

Очень часто при оценке речевого развития малыша родители обращают внимание только на то, насколько правильно он произносит звуки. О том, что впоследствии ребенку нужно будет уметь грамотно строить предложения, связно высказываться, родители, как правило, задумываются редко. Тем временем все речевые навыки начинают формироваться уже в раннем возрасте!

Нужно бить тревогу, если

  • ребенок к 1 году 2 мес. не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да», «ма» и пр.), отсутствует звукоподражание;
  • в 2 года ребенок самостоятельно не строит предложения их двух слов;
  • ребенок в 2 года 6 мес. не строит предложения из трех-четырех слов.

Специалисты советуют мамам завести «речевой дневничок» ребенка: он поможет фиксировать успехи и недостатки речи малыша.

Актуальные для ребенка группы предметов:

  • игрушки: кукла, мяч, пирамида, мишка и пр.;
  • посуда: чашка, тарелка, ложка и пр.;
  • одежда: кофта, платье, куртка и пр.;
  • мебель: стол, стул, шкаф и пр.;
  • домашние животные: собака, кошка, корова и пр.;
  • овощи: морковь, огурец, помидор и пр.;
  • фрукты: яблоко, груша, банан и пр.;
  • транспорт: автобус, машина, велосипед и пр.

Звукоподражания: как лает собака, как тикают часы, как мяукает кошка, как капает дождь и пр.

Расположение предметов и объектов: близко - далеко, впереди - позади и пр.

Признаки предметов и объектов: большой - маленький, длинный - короткий, твердый - мягкий, легкий - тяжелый и пр.

Непраздные вопросы

Умение понимать и отвечать на вопросы – один из важнейших шагов в освоении любого языка. Задавайте малышу вопросы о месторасположении предмета: где? куда? откуда? на чем? («Где лежит мяч?», «Куда мама положила яблоко?» и пр.). Не обойтись без ответов на вопросы: что? кто? у кого? («Покажи, что рисует девочка?», «У кого в руках зайка?» и пр.).

О чем поговорим?

Ребенок должен уметь называть действия предметов и объектов: обсуждайте в игровой форме сюжетные картинки, на которых совершаются различные действия («Покажи, где мальчик бежит, а где собачка спит?» и пр.). Можно «перевернуть» вопрос и спросить ребенка, кто совершает то или иное действие («Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит?» и пр.).

Детей очень радуют подвижные игры с речевым сопровождением, когда необходимо выполнить словесную инструкцию («Шагай!» - «Стой!» и пр.), различать утвердительную и отрицательную инструкцию с частицей «не» («Прыгай!» - «Не прыгай!», «Пой» - «Не пой!» и пр.).

Узнать и запомнить!

Предложите малышу игру на узнавание предмета:

  • по назначению: «Покажи то, чем ты будешь чистить зубки, а чем будешь рисовать» и пр.;
  • по описанию: «Он круглый, резиновый, желтый, катается по полу», «Оно красное, круглое, сладкое, будем его кушать» и пр.

Учите ребенка различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся только одним звуком: назовите и покажите, где «миска», а где – «мишка», где «дом», а где – «сом», где «ложки», а где – «рожки» и т.д.

Дефицит общения со взрослым может значительно задержать развитие речи малыша. Чем больше мы будем разговаривать с ребенком с ранних лет, тем успешнее он будет учиться и общаться впоследствии.

свернуть

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста

Родителям следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять до 3 минут дыхательные упражнения и игры.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. – важный компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба.
Так например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального(межзубного) сигматизма и т.д.
 
Дыхательная гимнастика
 
Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
 
  1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
  2. Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
  5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукивание по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
  6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 – 4 раза).
  7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5 – 6 раз).
  8. Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.
свернуть

Ребёнок стал заикаться

Многие родители задаются вопросом, почему ребенок заикается? Причин множество и в них стоит разобраться.

Бытует мнение, почему  ребенок начинает заикаться. В связи с испугом или пережитой психической травмой, но практически каждый ребенок подвергается испугам в детстве, будь - то собака или конфликтная ситуация, но не все после этого начинают заикаться. А происходит это по тому, что у ребенка начинающего заикаться была предрасположенность к такому нарушению, а возникшая ситуация всего лишь налегла на него.

Так же причина, по которой ребенок начинает заикаться может быть связана с тем, как проходила беременность матери, были ли в тот период перенесенные стрессы, психоэмоцональные травмы. Заикание у ребенка может возникнуть вследствие травм головы, в особенности, черепно - мозговой области или перенесение ребенком в раннем возрасте, в особенности в тот период, когда проходит формирование речи, заболеваний инфекционного характера, которые сопровождались высокой температурой тела.

Заикание у ребенка может быть в последствие не благоприятных семейных отношений. В семье, где постоянные ссоры, драки, не достаточное проявление любви и внимания ребенок больше подвержен данному заболеванию, чем ребенок с благополучной семьи.

   Вы заметили, что ребенок начинает заикаться, что делать? Начинать коррекцию речи и чем раньше Вы это сделаете, тем более вероятно, что избавите ребенка от него.

Что делать родителям, если ребенок начинает заикаться

В первую очередь родителям стоит создать определенный режим дня, таким образом, ребенок избавится от лишней тревожности. Должно контролироваться время, которое ребенок тратит на ночной сон. Оно должно составлять не менее 8 часом. При заикании с ребенком следует разговаривать спокойным тоном, ни в коем случае не повышать голос, разговор должен быть спокойный и не торопливый. Проинформируйте про эту особенность знакомых и воспитателей в детском саду.

Давайте ребенку возможность до конца выразить свою мысль, не стоит перебивать его или подгонять во время рассказа. Ребенку, который заикается нужно больше уделять внимания и проявлять ласку, поддерживать его и хвалить за успехи, так же больше обнимать. И не стоит проявлять плохое настроение при ребенке или раздражение, дети очень чувствуют тревогу мамы и подвергаются тревожности.

Способы лечения заикания у детей

Прежде чем начать лечение заикания, нужно всесторонне исследовать организм ребенка. Выяснить какой именно тип заикания у ребенка логоневрозное заикание (заикание возникает в результате перенесения ребенком ситуаций, травмирующих психику ребенка) или заикание неврозоподобного характера (заикание носит характер роста, проявляется постепенно с тем, как ребенок начинает разговаривать). Если исследование утвердит первый тип заикания, то лечение будет заключаться в работе с детским психологом и логопедом. Психолог поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысить стрессоустойчивость ребенка. Если же покажет исследование второй тип заикания, то здесь основная терапия будет заключаться в логопеде - дефектологе. В двух случаях работа логопеда очень важна, так она направлена на правильную постановку речи.

Как надо вести себя родителям.

  1. Не паниковать, попытаться разобраться в причинах дефекта речи.
  2. Создать дома спокойную обстановку.
  3. Не ссориться при ребёнке и не конфликтовать с окружающими.
  4. Оберегать от бурных эмоций, в том числе и положительных.
  5. Исключить шумные игры и шумные детские компании.
  6. Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
  7. Помочь избавиться от страхов.
  8. Выработать уверенность в себе.
  9. Найти правильную тактику воспитания.
  10.  Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
  11.  При наличии других детей в семье уделять ребёнку должное внимание.
  12.  Научить правильно общаться.
  13.  Постараться не ломать его стереотипы.
  14.  Как можно реже ходить в гости.
  15.  Ослабить нервное напряжение.
  16.  Любыми способами отвлекать ребёнка от речевого дефекта, не фиксировать на нём внимания
  17.  Не заставлять правильно повторять «трудные» слова.
  18.  Говорить в присутствии ребёнка медленно и тихо.
  19.  Повышать общую сопротивляемость организма для профилактики различных заболеваний.

Как не надо вести себя родителям.

1.Всем своим видом подчёркивать своё беспокойство.

2.Акцентировать внимание на дефекте речи в присутствии ребёнка.

3.Впадать в панику.

4.Заставлять несколько раз повторять «трудные» слова.

5.Поправлять его, передразнивать, постоянно вовлекать его в беседу.

6.Увеличивать интеллектуальную нагрузку.

7.Ссориться, конфликтовать, пугать.

8.Постоянно ломать стереотипы.

 

Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависят от вас!

свернуть

Игры с пальчиками – эффективное средство в преодолении речевых нарушений

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

 

 «Ум ребенка находится на кончиках пальцев»

                                                             В.А.Сухомлинский.

 

         Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Уже с первых недель жизни, общаясь с ребенком, нужно разговаривать с ним, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга). С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика используется на всех видах деятельности, а также в процессе проведения утренней гимнастики. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные, способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, мелкой моторики, а также речевой деятельности.

 Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.

1.Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

 2.Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

 3.Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание. 4.Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

 5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

 6.У малыша развивается воображение и фантазия.

 7.Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:

 1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка»,

 2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. «Замок» -пальцы соединяют в замок и разъединяют.

 3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

 6. Театр в рукеПозволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

 Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребѐнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берѐт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребѐнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Таким образом, пальчиковая гимнастика играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

свернуть

Правила речевого поведения родителей

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

 

  1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

 

  1. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
  • в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
  • обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
  • привлекать внимание детей к правильному пониманию н употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.);
  • совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

 

  1. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

 

  1. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.

 

  1. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

 

  1. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
свернуть

Детям обязательно нужно читать стихи!

 Детям обязательно нужно читать стихи, причём как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма - красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживают ребёнка.

 Дети очень чувствительны к ритму и рифме. Они ужасно радуются, когда знакомые или не очень знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, конечно же, особое удовольствие они получают от чтения стихов. Одно дело сказать, что летом тепло и сухо, и совсем другое «Лето красное пришло, стало сухо и тепло» - это хочется повторять, под это хочется прыгать и скакать. Гениальные детские стихи Барто, Маршака, Чуковского и, конечно же, сказки Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие и складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть (впрочем, они сами заучиваются и не забываются потом всю жизнь). И хотя эти стихи были созданы очень давно, и на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни, кажется, никто не придумал.

Сами дошкольники обожают придумывать странные, порой бессмысленные, но рифмованные звукосочетания, типа: «Бобик-бобик-барабобик», или «Пула-мула-каракула». Повторение такой «абракадабры» приносит им явное довольствие. Иногда совершенно непонятное или по-своему понятое слово может создать в фантазии ребёнка удивительные по силе и глубине поэтические образы 

Такие яркие фантазии, возникающие на основе не слишком понятных поэтических слов свойственны не только особо одарённым детям, но и всем дошкольникам. Как же важно бережно хранить и лелеять первые детские фантазии! По мнению замечательного детского поэта В. Левина, стремительное речевое развитие дошкольников, так поражающее взрослых своей творческой направленностью, зачастую оказывается лишь коротким всплеском в общей картине взросления малыша. Уже к младшему школьному возрасту многие дети утрачивают интерес к поэтическому слову и к поэзии и ограничиваются заимствованными из речи взрослых речевыми штампами.

Чаще всего разрушают поэтичность детских образов объяснения и разъяснения взрослых. Как правильно считал Корней Чуковский, при чтении стихов ребёнку совершенно не обязательно объяснять всё, что на наш взгляд кажется малышу непонятным. Ребёнок понимает всё по-своему. Даже если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их «приземлять».

Отвечать следует лишь на те вопросы, которые малыш задаёт сам.

Область поэтического восприятия мира, в которой слово играет решающую роль, ни в коем случае не нуждается в ранней детализации и конкретизации. Свежесть, образность и поэтичность восприятия мира – счастливый и, увы, ……недолговечный дар детства, который большинство взрослых (кроме некоторых выдающихся поэтов и художников) утрачивают навсегда.

 

 Так стоит ли торопиться и помогать ребёнку скорее избавиться от его детских фантазий?...

свернуть