Страничка музыкального руководителя

Музыка как средство здоровьесбережения

Уважаемые родители! Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Учёный В. Бехтерев, подчёркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

Физиолог П. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на самочувствие человека, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребёнка, координацию, вырабатывает чёткость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях, соответственно, изменять скорость.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается лёгочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребёнок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

Таким образом, музыка – одно из средств физического развития детей. А здоровье ребёнка – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

 

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий:

-Валеологические попевки

-Дыхательная гимнастика

-Артикуляционная гимнастика

-Оздоровительные и фонопедические упражнения

-Игровой массаж

-Пальчиковые игры

-Речевые игры

-Музыкотерапия

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начиная музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, мы даём позитивный настрой ребёнку на целый день.

Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, позволяет ребёнку рассказать о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.

Современные методы здровьесбережения на музыкальных занятиях помогают обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с собой и окружающим миром.

 

свернуть

Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия.

     Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.

      А вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

 

Тише, куры, не кричите,

Моего Ваню не будите.

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

 

       Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, используются народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

       Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:

  • Слушание – восприятие.
  • Пение.
  • Народная хореография.

      С народными песнями и мелодиями ребенок знакомится уже с раннего возраста. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

    Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.

    Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно на-родного творчества

свернуть

Белорусский фольклор в музыкальных играх

  В системе дошкольного воспитания большое место занимает музыкальная игра. Она формирует черты личности ребёнка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, коллективизма, развивает его умственные и творческие способности.  Игра приносит ребёнку радость и является неотъемлемой частью его деятельности.

        В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под белорусскую народную музыку.

        Народные игры – наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществляется в трёх аспектах:

  • Речевого (словесного) общения
  • Ритмического или мелодического выражения
  • Совместных движениях и действиях

        Знакомя ребёнка с самого раннего возраста с белорусским фольклором, с белорусской музыкой, даём ему представления о своём народе, его истории.

        Народные игры образны. Они развивают у ребёнка ловкость, осторожность.  Элемент состязания, заключённый в игре, привлекает ребёнка, создаёт определённый настрой.  Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой.  Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к белорусской музыке.

        Самая простая мелодия с хорошей гармонизацией, в хорошей музыкальной обработке становится ярче, выразительнее и воспринимается детьми с большим чувством, приучая их к правильному звучанию, воспитывая музыкальный вкус.

        Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве, в них много юмора и шуток.  Это хороводные игры, игры в которые входят присказки, приговорки, припевки, потешки, считалки и, конечно же, сказки.

        Игра-драматизация помогает детям полнее воспринимать художественное произведение, развивает у детей наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе и как итог - любовь к родному краю.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Младший дошкольный возраст:

 

Игра «АУ-У-У!»

 

         Дети за стульчиками  прячутся от взрослого.

         Воспитатель ищет детей и поёт песню:

- Адкажыце, дзецi, дзе вы?

Зараз вас шукаць пайду.

Сонейка высока свецiць,

Я шукаю – не знайду.

Припев:      Вось яны, вось яны, дзеткi дарагiя.

Вось яны, вось яны, дзiцяткiмалыя!

 

  На припев дети выбегают и танцуют.

 

Средний дошкольный возраст:

 

Игра «АРЭЛI»

 

  Атрибут:  красиво оформленный обруч с лентами – это качели.

Воспитатель:       - Запрашаю на арэлi, калiласка, дзецi, селi.

Гляньце, вы не толькi самi –

Сонца гушкаецца з вамi.

         Дети берутся за ленты, и двигаясь (топотушками ) медленно, затем,            всё  быстрее  по кругу имитируют катание на карусели.

        Все поют:          Гой да, гой да, на арэлi селi.

                                    Гой да, гой да,  песеньку запелi.

                                    Вось як, вось як, хутка раскачалiсь,

                                    Вось як, вось як, весела смяялiсь. 

 

Старший дошкольный возраст:

 

Игра «АДГАДАЙ, ЧЫЙ ГАЛАСОК?»

       Дети стоят в хороводе, ведущий в центре.  Ведущему завязывают глаза.

Дети идут и поют:                       Сталiý круг,  i - раз, два, тры!

                                                         Павярнулiся , сябры! –

Поворачиваются лицом в круг :   А як скажам – скок, скок, скок,

                                                         Адгадай, чый  галасок?

Воспитатель дотрагивается  до какого-нибудь ребёнка. Он поёт:

                             Як скажу я – скок, скок, скок,

                               Адгадай, чый  галасок?  

 

Игра «ГАРЛАЧЫК»

         Дети стоят в хороводе.  В центре круга воспитатель, с горлачиком  в руках,  пританцовывает.  В нём деревянная ложка.

Дети идут в хороводе и поют:      За гарлачык гэты

                                                           Дай нам зусiм крышку:

                                                           Каб нiколi не хварэць –

                                                           Маннай кашы лыжку.

Воспитатель двигается подскоком в любом направлении и ставит горлачик между двумя детьми.  Они должны быстро оббежать круг и взять ложку. Кто первым поднимет ложку, становится ведущим.

 

Игра «БЛIНОК»

Дети стоят в хороводе.  В центре круга воспитатель, с блином в руках.

   Дети идут в хороводе и поют:

Ой, ты, блiн-блiнок, залацiсты бачок .

На смятане мешаны, на патэльне печаны.

Многа нас, а ты адзiн,  хутка з кола вызадзi.

Адзiн, два, тры – бяжы!

 Воспитатель двигается подскоком в любом направлении и останавливается между двумя детьми.  Они должны быстро оббежать круг и взять блин. Кто первым возьмёт, становится ведущим.

 

свернуть