В связи с обновлением организации и содержания работы всех структур системы образования возрастает преемственность ее звеньев. Успех обучения детей в школе зависит от уровня развития, достигнутого ими в дошкольном возрасте. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, труднее привыкают к школьному режиму, у многих из них слабее сформирована готовность к обучению в школе.
В целях осуществления гуманного подхода к развитию личности ребенка, процесса его адаптации к школьному обучению целесообразно проводить образовательную работу в последний год перед поступлением в школу в организованном порядке: в группах пятилеток в дошкольном учреждении, в специально организованных группах в учреждениях образования и т.п.
В дошкольном учреждении (или в учреждении образования в сельской местности) с учетом пожеланий родителей могут создаваться группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольное учреждение (в том числе, на платной основе):
Группа кратковременного пребывания обеспечивает развитие детей, не посещающих дошкольное учреждение, их своевременную социализацию в коллективе сверстников и взрослых и взрослых, формирование основ готовности к школьному обучению.
ГРУППА ВЫХОДНОГО И ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ Цели:
Задачи:
Предметно-развивающая среда и организационные формы.
Группа художественно-эстетического развития.
Для данной группы возможно использование следующих помещений: зал, театральная студия, мини-музей кукол, мастерская, изостудия, музей прикладного искусства.
Необходимое оборудование: пианино, рояль (или другой музыкальный инструмент), технические средства (музыкальный центр, аудио- и видеотека), наглядные пособия для занятий, игрушки, музыкально-дидактические игры. Пособия и оборудование для изодеятельности: мольберты, краски, карандаши, кисти, бумага, пастель, мелки и т.д.; подборка репродукций картин белорусских и зарубежных художников.
Организационные формы:
Физкультурно-оздоровительная группа.
Для данной группы используются следующие помещения: физкультурный зал, бассейн, фитобар, массажный кабинет.
Необходимое оборудование: плавательные и прочие принадлежности для бассейна, резиновые доски, игрушки, ласты и т.д. Физкультурное оборудование в зале (мячи, обручи, дуги, кубы и пр.). Фитобар: фитококтейли, кислородные коктейли и т.д.
Организационные формы:
Организация работы группы
Важнейшее условие при установлении режима в группе выходного или праздничного дня – согласование с родителями начала и длительности дневного сна ребенка.
В группе может находиться от 2 до 12 воспитанников в зависимости от возраста и наличия детей.
Для организации работы группы характерно:
ГРУППА ВЕЧЕРНЕГО ПРЕБЫВАНИЯ Цели:
Задачи:
Организация работы группы Учитывая то, что в такие группы вечернего пребывания приходят дети, уже уставшие за день, накопившие не только положительные, но и отрицательные эмоции, педагогу особенно важно создать атмосферу добра, радости, красоты, уюта. Осуществить это может только терпеливый, внимательный, добрый воспитатель, который сам умеет радоваться, удивляться, быть чутким к внутреннему миру и жизни ребенка. В группах вечернего пребывания находятся дети разного возраста, поэтому педагог должен владеть разнообразными педагогическими технологиями (использовать дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности) и умело вовлекать родителей в образовательный процесс. При определении содержания работы с детьми целесообразно учитывать принцип сезонности. Например, в весенне-летний период можно большую часть времени проводить на участке. В осенне-зимний период, когда световой день уменьшается, дети могут дольше находиться в помещении. Это, в свою очередь, влияет на организацию работы в группе. В вечернее время нежелательно проводить учебные занятия, играть в шумные, возбуждающие нервную систему ребёнка игры, использовать громко звучащие игрушки и музыкальные инструменты (такие как металлофон, барабан и т.д.). Можно организовать наблюдения за природой, изобразительную деятельность, конструирование, театрализованную деятельность, спокойные игры, чтение художественной литературы, пение, слушание негромкой музыки, создать условия для самостоятельной работы детей. Варианты чередования видов деятельности могут быть разнообразными. Организация предметно-развивающей среды Хорошо, если в группе будут созданы условия для художественной деятельности дошкольников, среда, которая способствует эмоциональному благополучию детей и их эстетическому развитию. Элементами такой среды могут быть: магнитофон и к нему набор кассет с произведениями композиторов-классиков, народной и современной музыкой; звучащие музыкальные игрушки (музыкальные книжки, волчки, органчики с зафиксированной мелодией) и т.п. Необходимо создать условия для театрально-игровой деятельности детей: изготовить ширму, приобрести наборы кукол для театра Петрушки, настольного, плоскостного и объемного, пальчикового, теневого театров, фланелеграфа; расположить маски, шапочки, элементы костюмов удобно для детей. Театрализованные игры можно связать с изобразительной деятельностью, когда дети создают декорации, костюмы персонажей, кукол. Воспитатель помогает детям объединиться в небольшие творческие группы, вместе выбрать, подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение. В группе можно создать уголок релаксации. Для этого целесообразно использовать специальные кассеты с записью музыки и звуков природы («Морской бриз», «Тропический остров», «Волшебство леса» и т.д.). Для развития интереса и формирования эмоционально-положительного отношения к живой и неживой природе важен непосредственный контакт ребенка с объектами природы, как на участке, так и в помещении. Требования к подбору объектов природы для группы вечернего пребывания такие же, как и для других групп ДУ. Для организации работы группы характерно:
АДАПТАЦИОННАЯ ГРУППА Цель:
Задачи:
Организация предметно-развивающей среды
В группе желательно иметь отдельный вход. Необходимо отвести помещение для раздевания детей и родителей. Игровая комната должна быть снабжена ковровыми покрытиями, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для пособий, стульями для родителей. Очень важен правильный подбор игрушек. Следует иметь в виду, что игрушки, приобретенные для игр детей, должны быть притягательны для всех малышей. Количество игрушек определяется исходя из списочного состава детей в группе, но не менее 2-3-х игрушек (игр) одного наименования. Организация работы группы
Приоритетными направлениями в работе с детьми раннего возраста в адаптационной группе являются социализация детей в обществе сверстников, формирование навыков общения, ориентировка на личностное развитие детей, развитие навыков в ведущих видах деятельности. Организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков самостоятельности в различных видах деятельности с учетом интересов и возможностей детей раннего возраста, их потребностей и запросов родителей. Индивидуальная оптимальная нагрузка определяется возможностями детей данного возраста. Организуя прием детей в группе, особое внимание следует уделять формированию стойкого психологически-комфортного настроения у каждого ребенка. Очень важно укреплять личностные контакты с каждым приходящим ребенком. Необходимо помнить, что ведущий вид общения в раннем возрасте – это деловое общение и совместная деятельность со взрослым. Особая роль принадлежит индивидуальному подбору игр для детей (по мере их прихода в группу). Очень полезно организовывать прием малышей на воздухе. Это способствует легкому течению адаптационных процессов, социализации детей в коллективе сверстников, укреплению здоровья детей. На прогулке организовывается самостоятельная, двигательная деятельность детей: проводятся физические упражнения и подвижные игры, наблюдения, экскурсии по «красивым местам» территории дошкольного учреждения, игры с песком, индивидуальная работа с малышами и т.д. Если прием детей осуществляется в группе, целесообразно организовывать игры-забавы, игры с дидактическими игрушками, чтение потешек, индивидуальную работу по развитию движений, речи детей, мелкой моторики рук, сенсорному воспитанию. Очень радуют малышей игры с водой, со строительным материалом. Если прием детей осуществляется во 2-й половине дня, то особое внимание следует уделить играм с сюжетно-образными игрушками. Интересно и с пользой можно провести музыкально-дидактические игры. Вся работа организуется индивидуально или с объединением детей в группы по 2-3 человека. Для организации работы группы характерно:
ГРУППА С УГЛУБЛЕННЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ В РАБОТЕ (оздоровительного, художественного, эстетического воспитания, с изучением иностранного языка и др.) ГРУППА С ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Цель: Создание атмосферы, в которой дети овладеют способностью существовать в мультикультурном сообществе. Задачи:
Организация работы группы Для реализации поставленных задач в данных группах создаётся развивающая среда, которая предусматривает наличие определённых помещений и оборудования не только для детей, но и для родителей (информация о том, чем дети занимались сегодня, задания для родителей и т.д.). У детей дошкольного возраста психологический барьер перед речью на другом языке практически отсутствует, и это обстоятельство является существенным психологическим, а значит, и методическим преимуществом этого возраста при овладении вторым языком. Это следует учесть при подборе игр, которые построены на ограниченном лексическом и грамматическом материале (и с учётом лексики, изучаемой на занятии темы). Это могут быть настольно-печатные игры «Волшебные кубики», лото, домино, лабиринты, «Телевизор». На основе языка сказок могут проводиться театрализованные игры. Проводятся они в двух направлениях: с изменением сюжета, сохранив образы произведения, или с заменой героев, сохранив содержание сказки. При выборе сказок необходимо учесть, чтобы и в книжном уголке, и в театрализованных играх были представлены как фольклорные сказки, так и национальные (с учётом национального состава группы). Очень хорошо использовать с детьми подвижные и хороводные игры с текстом для овладения словарём, грамматическим строем речи и для решения других речевых задач. В движении ребёнок может усвоить содержание того или иного стихотворного произведения. Это позволяет ему глубже, активнее проникать в смысл исполняемого в игре речевого действия. Следует продуктивно использовать в работе с детьми различные речевые дидактические игры («Кто что делает?», «Кто пришел к Маше?», «Научи мишку делать гимнастику» и др.). Педагоги могут помочь в овладении иностранным языком и родителям. Для этого в ДУ могут работать «Школа для родителей», «Клуб изучения иностранного языка» и т.п. Давая родителям задания на дом, педагоги должны придерживаться определённых принципов:
При составлении сетки занятий предполагается, что они будут проводиться по подгруппам (в зависимости от количества детей и их возрастного состава). Для организации работы группы характерно:
ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩАЯ (коррекционная работа с детьми с особенностями в психофизическом развитии)
В компенсирующих группах специалисты организуют и проводят коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в психофизическом развитии. Цель:
Задачи
Организация развивающей среды Важно общими усилиями взрослых (родителей и педагогов) создать в группе особый микроклимат, атмосферу уважения личности ребёнка и личности взрослого. Игровое пространство группы следует поделить на постоянные игровые зоны, в которых ребёнок постепенно учится ориентироваться. Оборудование внутри зон время от времени должно меняться, но при этом основное назначение данной части игрового пространства остаётся прежним. Организация работы группы Работа в данной группе осуществляется с учётом не столько биологического сколько психологического возраста ребёнка и включает в себя обязательное решение коррекционно-развивающих задач. Эти задачи могут быть реализованы в различных видах деятельности. Планируя работу с детьми, воспитатель учитывает физические возможности ребёнка (например: замедленность реакции, ограниченность в движениях и т.д.). В ходе работы должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям: с одной стороны, необходим учёт индивидуально- типологических особенностей каждого ребёнка, с другой – учёт особенностей группы в целом. На занятиях с ребёнком обязательно присутствие сопровождающего подготовленного взрослого (как правило, мамы) и включение его в совместную деятельность в роли активного участника происходящего. В занятии принимает участие узкопрофильный специалист. Педагоги намечают направления работы с родителями. В ходе групповых занятий родители учатся по-новому видеть своего ребёнка, ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их. Для успешного развития ребёнка необходимо выполнение домашних заданий. Для организации работы группы характерно:
СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД (группа семейного типа) Цели:
Задачи:
Организация работы группы Семейный детский сад с кратковременным пребыванием детей может функционировать на дому или в учреждении образования. Комплектуется детский сад детьми из одной семьи и (или) детьми, состоящими в родственных отношениях. Возможно совместное пребывание детей и родителей в удобное или определенное время. В семейном детском саду могут функционировать разновозрастные, прогулочные, вечерние группы, группы выходного (праздничного) дня.
СЕЗОННАЯ, ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА Цель:
Задачи:
Организация работы группы
Сезонная, игровая площадка с кратковременным пребыванием детей комплектуется и функционирует в таком же порядке, как и семейный детский сад и (или) с 3-4-хсменным режимом работы.
Сезонная, игровая площадка может быть организована по запросам родителей на базе дошкольного учреждения, которое посещают другие дети на постоянной основе или специально выделенного помещения (в том числе, на дому у педагога), участка, условия которых отвечают санитарным нормам и правилам, строительным нормам, в тех населенных пунктах, где нет дошкольных учреждений
Сезонная площадка организуется на период посевной, уборочной страды.
Игровые площадки организуются по запросам родителей в тех населенных пунктах, где нет дошкольных учреждений с целью досмотра детей, наблюдению за ними, организации игровой деятельности малышей.
ГРУППА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Цели:
Задачи:
Организация развивающей среды Дети шестого года жизни испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного удовлетворения этой потребности от перевозбуждения они становятся непослушными, капризными. Чтобы избежать таких проявлений, в группе предусмотрены возможности для разнообразной двигательной деятельности. Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Для детей необходимо предусмотреть пространства для разнообразной детской деятельности (учебной, игровой, познавательно-практической, художественной и т.п.), а также для общения и уединения детей. Оформление предметно-развивающей среды должно быть эстетичным, привлекательным для детей, радовать их, побуждать к активным действия. Желательно, чтобы дети с самого начала своей жизни в группе принимали участие в оформлении помещений, создании и преобразовании среды. Организация образовательного процесса Работа с детьми в подготовительных группах строится на основе «Программы образовательных услуг детям шестого года жизни, не посещающим дошкольное учреждение» (2005 г.), содержание которой скорректировано с содержанием национальной программы воспитания и обучения дошкольников «Пралеска» и программами первых классов начальной школы. Реализация программы возможна по следующим моделям: I модель. Привлечение детей к посещению учреждения образования в течение 1-2 месяцев. Выбор времени проведения образовательной работы осуществляется по согласованию с родителями. Организованная педагогическая деятельность проводится учителями начальных классов или воспитателями дошкольных учреждений ежедневно, 5 раз в неделю, желательно в первой половине дня. Количество занятий – 3-4 в день длительностью не более 30 мин. Организация работы с детьми может осуществляться как в группе, так и по подгруппам, парами, индивидуально. II модель. Реализация программы при посещении ребенком учреждения в «условиях гибкого режима». Дети посещают дошкольное учреждение в течение учебного года:
III модель. Реализация программы в условиях посещения кружков. Содержание работы с детьми является дополнительной образовательной услугой и осуществляется на договорной основе узкопрофильными специалистами дошкольного учреждения. При организации работы группы по подготовке детей к школе необходимо их психологическое сопровождение, которое реализуется педагогом-психологом дошкольного учреждения или школы. Его усилия должны быть направлены на:
Для организации работы группы характерно:
|
Меню раздела