Память и боль белорусской земли
Геноцид в годы Великой Отечественной войны в Орше
Оршанское гетто — еврейское гетто, существовавшее с августа по 26-27 ноября 1941 года как место принудительного переселения евреев города Орша и близлежащих населённых пунктов в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Республики Беларусь войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны.
По предвоенной переписи 1939 года горожан-евреев было 7 992 человека — 21,3 % от общего числа жителей.
В гетто Орши еврейское население согнали в конце августа — начале сентября 1941 года. Капитан Пауль Айк, выполняя приказ полевого коменданта города полковника барона фон Ашеберга, пытался найти «подходящую местность, чтобы легче было наблюдать за гетто и чтобы можно было огородить колючей проволокой». Этим требованиям соответствовала улица Энгельса (ранее, до конца 1920-х годов, — Городнянская). Огороженное колючей проволокой и охранявшееся Оршанское гетто представляло собой так называемый «закрытый тип» гетто, и находилось в границах от улицы Народной до польского кладбища, включая всю улицу Энгельса (на которой уцелело не более 25 домов) и территорию завода Славинского («Красный борец»).
Не представляется возможным точно определить количество узников гетто Орши. Свидетель Гладков И. С. называет число примерно равное 2000. В акте чрезвычайной государственной комиссии от 30 июня 1944 года указывается цифра 2900. Тот же Гладков И. С. свидетельствовал о примерно 20-25 домах, служивших жильём в гетто, в то время как на плане, выполненном Паулем Айком во время судебного процесса над нацистскими преступниками в 1946 году в Минске, насчитывается 39, причем один из них — длинный барак. Точность указанного плана проверялась немецким историком Ханнесом Хеером. К тому же, по утверждению узницы Оршанского гетто Долиной (Рубиной) И. Б., в доме с двумя комнатами, где она находилась, размещалось пять семей численностью 16 человек, причём из-за отсутствия места евреям приходилось жить на чердаках и в сараях. В воспоминаниях Касперского А. Ф. указывается, что территория завода «Красный борец» также входила в состав гетто.
В Оршанском гетто условия жизни были ужасными. Было очень тесно, в сохранившихся по улице Энгельса 25 домах разместили около 2000 чел., везде стояли нары из досок, кровати — одна к одной. Евреи жили на чердаках, сараях и хозяйственных постройках. К гетто не подпускали, оцепили колючей проволокой и охраняли.
На узников под угрозой расстрела наложили «контрибуцию» размером в 150 000 рублей, часть которой из-за нехватки денег нацисты взяли серебряными и золотыми украшениями, которые отправили в Берлин, — но и после выплаты поборы и издевательства над евреями нисколько не прекратились. Немецкие солдаты и белорусские полицаи врывались по вечерам в гетто, занимаясь грабежом и насилием.
Все трудоспособные работали с утра до вечера на железной дороге на самых тяжелых и грязных работах, получая в день 10-15 граммов муки и немного картофеля (но и это мизерное количество еды выдавалось не всегда).
Вследствие большой скученности в гетто распространилась эпидемия тифа, унося многие жизни. «Гетто в Орше было ещё страшнее минского. Замерзающие старухи копошились среди трупов, девушки в кровоподтеках, распухшие от голода спрашивали: „Когда за нами придут?“ Смерть казалась им избавлением». Никакой медицинской помощи узники не получали, и в таком положении находились около трёх месяцев.
Для успокоения и поддержания порядка немцы лгали евреям, что их скоро отправят в Палестину.
Умышленные убийства евреев задокументированы с 19 июля 1941 года, когда отказавшийся выйти на работу Хаим-Янкель Ронкин был повешен на Базарной площади. К его груди прикрепили дощечку с надписью «саботажник».
В конце августа 1941 года прибывшее из Смоленска подразделение айнзатцгруппы «В» уничтожило 43 еврея, обвиненных в «саботаже и коммунистической агитации». Убийство проводилась в лесу у деревни Понизовье и в карьере около улицы Советской возле здания современной ДЮСШ.
Почти одновременно с появлением гетто в Орше нацисты провели первую «акцию» (так нацисты называли организованные ими массовые убийства). В сентябре 1941 года айнзатцкоманда-8 (командир Брадфиш) расстреляла примерно 800 евреев, разделенных на две группы и не входивших в число узников гетто. Место убийства находится в карьере около улице Советской.
Вещи и одежда убитых узников поступала в распоряжение бургомистра города, который раздавал её своим работникам.
Накануне 20-х чисел ноября 1941 года военнопленные вырыли глубокую и широкую траншею на еврейском кладбище, которое граничило с гетто. 26-27 (20) ноября 1941 года все узники гетто в Орше были убиты.
25 ноября 1941 года обитателей гетто обманным образом оповестили о предстоящей эвакуации в тыловые районы. На следующий день, утром 26 ноября, жандармерия и полиция окружили гетто, евреев выгнали из домов, построили в колонну, а затем партиями уводили к заранее вырытым ямам и убивали. Детей заживо зарывали или ломали им позвоночники ударом о колено.
Убийство 26-27 ноября 1941 года гитлеровцы и их пособники проводили в два приёма. Одну партию отправили на станцию Орша-Западная, погрузили в товарные вагоны (2000 человек) и вывезли на уничтожение (отравив заражённой водой). Других расстреливали в овраге между еврейским и польским кладбищами (ныне около территории инструментального завода). Узников выгоняли из домов и строили у ворот кладбища, находившегося на улице Энгельса. Дома обыскивали с собаками. Население от взрослых до детей, по приказу немцев, само раздевалось, сбрасывало вещи в штабеля и сталкивалось в ямы. Других ставили к краю и стреляли в затылок. На улице Пушкина полицейские и немцы заставляли белорусов смотреть на убийства. Временно сохранили жизнь 30 семьям евреев-специалистов, портных, сапожников, часовых мастеров и некоторых других. В первых числах октября 1943 г. на кладбище в течение одной ночи огородили деревянным забором высотой в три метра. Это был бывший засолочный пункт площадью 300 м², где находилось 24 чана объёмом по 3,3 м³ каждый, которые загружали телами убитых, обливали горючей жидкостью и сжигали. Перед каждой ямой находилось пепелище диаметром в 4-5 м. На кладбище было расстреляно около 6000 чел.
По свидетельству Клочковой В. В., оккупанты нуждались в труде ремесленников, поэтому сохранили на некоторое время жизнь примерно 30 специалистам-евреям с их семьями.
Предположительно цифра жертв геноцида евреев в Орше — от 5000 до 6000.
После уничтожения Оршанского гетто гитлеровцы принялись охотиться за детьми от смешанных браков. Пойманных помещали в тюрьму на улице 1 Мая, а затем расстреливали.
В начале октября 1943 года, с целью сокрытия следов преступлений, на еврейском кладбище Орши в течение пяти дней были сожжены тела расстрелянных.
После освобождения Орши в город вернулись эвакуированные и демобилизованные, однако еврейское население так и не достигло прежнего уровня. В 1970 году в Орше насчитывалось 2742 еврея, составлявших 2,5 % от общей численности жителей.
В 1968 году на братской могиле убитых евреев Орши возле инструментального завода установлены обелиск и мемориальная плита.
Опубликованы неполные списки убитых в Орше евреев.